Маркировка шин, обуви, одежды и электронные накладные в 1с

С 8 июля на территории Республики Беларусь действует новый механизм маркировки товаров в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», который вносит изменения в ранее действующий Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками».

Мы разработали расширение для платформы 1С:Предприятие 8.3 (Бухгалтерия, Управление торговлей) позволяющее работать с товарами подлежащими маркировке.

Специалист по маркировке шин, обуви и интеграции прослеживаемости в 1с: 8(029)681-54-32 либо в любом удобном для Вас мессенджере: Viber Telegram Skype WhatsApp

Функциональные возможности

  • Запрос кодов маркировки в системе «Электронный знак»;
  • Печать кодов маркировки из 1с
  • Задание на ввод товаров подлежащих маркировки в оборот.
  • Задание на отгрузку товаров
  • Задание на поступление товаров, в т.ч. прибывших из РФ
  • Выгрузка на портал «Электронный знак» информации об использованных кодах маркировки
  • Выгрузка на портал «Электронный знак» информации о поступивших кодах маркировки из РФ
  • Выгрузка на портал «Электронный знак» информации об отгруженной покупателю продукции.
  • Выгрузка на портал «Электронный знак» информации о договорах с контрагентами
  • Выгрузка данных о маркированных товаров в файл mxl для предоставления данных в налоговую
  • Контроль использованных и оставшихся кодов маркировки
  • Мобильное приложение для сканирования QRкодов и обработки заданий.

1С маркировка: какое ПО позволяет работать с промаркированными товарами


Фирма 1С дополнила пять своих продуктов модулями для эффективной работы с товарами, промаркированными согласно последним требованиям Правительства.

  • 1С:Комплексная автоматизация помогает обеспечить эффективное управление торговлей мелких и средних предприятий, где необходимо наладить четкое ведение процессов планирования закупок, продаж, изготовления и бюджетирования.
  • 1С:ERP – программа для управления рабочими процессами крупного бизнеса в комплексе. Позволяет планировать работу отдельных объектов предприятия и оптимизировать функционирование всех производственных элементов.
  • 1С:Управление торговлей – комплексное решение для автоматизации задач по управленческому и оперативному анализу, учету и планированию торговых процессов. Обеспечивает результативное и удобное управление бизнесом.
  • 1С:Бухгалтерия – универсальное решение для налогового и бухгалтерского учета. Все законодательные изменения и нововведения сначала отражаются именно в этом продукте, после чего внедряются в другие решения от 1С.
  • 1С:Управление нашей фирмой (УНФ) автоматизирует производственные, сервисные и торговые малые предприятия. В одном программном решении сосредоточены: закупки, продажи, заработные платы, производственные издержки, CRM, система бизнес-аналитики и работа с маркировкой в 1С:УНФ.


Маркировка товара в 1с


Ответственность за несоблюдение законодательства о маркировке товаров
Статья 13.24 КоАП от 6 января 2021 года (значительное административное правонарушение)

       Приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, без контрольных
(идентификационных) знаков, средств идентификации, материальных носителей с нанесенными средствами идентификации либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками, средствами идентификации, материальными носителями с нанесенными средствами идентификации в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами
идентификации является обязательной,
• влекут наложение штрафа в размере до двенадцати базовых, а на индивидуального
предпринимателя или юридическое лицо - до пятидесяти процентов от стоимости
предмета административного правонарушения.


Ответственность за не передачу в систему маркировки информации
Статья 24.11. Непредставление документов,отчетов и иных материалов

     Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов,сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов,отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения,влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Примечание. Не является административным правонарушением,предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней


1. Маркировка товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации

С 08.07.2021 Указ N 243, который является основным документом, регулирующим сферу маркировки товаров унифицированными контрольными знаками (УКЗ) и средствами идентификации (СИ), изложен в новой редакции. Введены следующие новшества:
- создана государственная информационная система маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее - система маркировки);
- установлены случаи, когда у субъекта хозяйствования возникает обязанность передать информацию в систему маркировки, а также сроки такой передачи;

- установлен порядок оборота товаров, которые включены в перечень товаров, подлежащих маркировке УКЗ либо СИ.


подробнее...
Механизм маркировки товаров УКЗ применялся в Беларуси уже давно (товары маркировались контрольными (идентификационными) знаками). Механизм маркировки в отношении первой товарной группы был введен в действие в 2005 году. Перечень подлежащих маркировке товаров корректировался незначительно. С 08.07.2021 изменений в этом перечне не произошло за исключением того, что с 08.07.2021 в Беларуси отменена маркировка соков и безалкогольных напитков емкостью до 0,25 л включительно.

Новацией является перечень товаров, подлежащих маркировке СИ. В него вошли:
- молочная продукция с тремя этапами введения маркировки;
- шины и покрышки пневматические резиновые новые (маркируются с 01.12.2021);
- меховые изделия (маркировка данной группы товаров производилась и ранее);
- отдельные товары легкой промышленности (маркировка стартует 01.03.2022);
- обувь (подлежит маркировке с 01.11.2021).

Перечни товаров, подлежащих маркировке УКЗ, СИ, содержатся в приложениях 1 и 2 к Постановлению Совмина N 1030. Также данным НПА установлены случаи, когда остатки товаров, которые имеются на дату введения маркировки, подлежат маркировке и не подлежат. Остатки молочной продукции маркировке не подлежат. Соответственно, продукция, произведенная до даты введения маркировки, может оборачиваться на рынке Беларуси без маркировки СИ. Необходимость маркировки остатков меховых изделий не введена, поскольку порядок их маркировки не изменился. Изменилась только терминология. В отношении шин, обуви и отдельных товаров легкой промышленности маркировка остатков требуется. Установлены предельные даты, когда должна быть осуществлена маркировка (обувь - до 01.03.2022, шины и покрышки - до 01.04.2022, отдельные товары легкой промышленности - до 01.07.2022). Нужно иметь в виду, что оборот на территории Беларуси немаркированных товаров, включенных в перечни, запрещается (подп. 2.3 Указа N 243). Поэтому, несмотря на то, что, к примеру, по шинам установлена возможность остатки, имеющиеся на 01.12.2021, маркировать не позднее 01.04.2022, это не дает субъекту хозяйствования возможности реализовать немаркированные остатки шин. Их оборот запрещен. Шины могут храниться у субъекта хозяйствования до маркировки при условии, что субъект хозяйствования на дату введения маркировки составил инвентаризационную опись и не позднее следующего рабочего дня передал сведения в систему маркировки (п. 2 Инструкции о порядке маркировки остатков товаров; п. 13 Инструкции о порядке хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ или СИ).

Постановлением Совмина N 311 определены стоимость УКЗ, кода маркировки, знака защиты (2 копейки без учета НДС), защищенного материального носителя с нанесенными средствами идентификации (2 рубля без учета НДС) (Постановление Совмина N 311). Отметим, что проектом постановления Совмина предполагается снижение стоимости кода маркировки до 1,7 копейки.
Постановление МНС N 17 - это практический документ, который устанавливает основные правила маркировки товаров, состав информации и другие требования, которыми следует руководствоваться субъектам хозяйствования, осуществляющим оборот подлежащих маркировке товаров. В частности, приложением 3 к Постановлению МНС N 17 определен перечень уполномоченных складов. Уполномоченный склад - это склад, который принадлежит субъекту хозяйствования, отвечает установленным требованиям и на котором может осуществляться маркировка товаров, ввезенных из тех государств, где маркировка не введена. В МНС поступали обращения субъектов хозяйствования о включении складов в перечень уполномоченных складов с приложением документов, подтверждающих соответствие требованиям. С 19.12.2021 вступили в силу изменения в Постановление МНС N 17. В частности, расширен перечень уполномоченных складов (подп. 1.1 Постановления МНС N 38).

Поскольку перечень уполномоченных складов утвержден нормативным правовым актом - Постановлением МНС N 17, процесс внесения в него изменений такой же, как и процесс внесения изменений в любой нормативный документ. Он требует соблюдения ряда процедур (согласование, общественное обсуждение, проведение юридической экспертизы и т.д.). Кроме того, существует требование о недопущении излишне частой корректировки нормативных документов.
Порядок маркировки УКЗ в настоящее время не предполагает обращение субъекта хозяйствования в налоговые органы. Заявка, оплата и получение УКЗ осуществляется путем обращения к оператору системы маркировки - РУП "Издательство "Белбланкавыд".

Нужно иметь в виду, что отменена обязанность представления отчетности в налоговые органы. Однако вместо этого появилась обязанность передавать в систему маркировки информацию об использованных для маркировки УКЗ, СИ (п. 2 и 3 Положения о функционировании системы маркировки).
Согласно Указу N 243 товар признается маркированным унифицированным контрольным знаком, если на него нанесен УКЗ и достоверная информация о нем находится в системе маркировки. Это следует принять во внимание не только субъектам хозяйствования, осуществляющим производство либо импорт товаров. Те субъекты хозяйствования, которые приобретают товар с нанесенными УКЗ, должны осуществить проверку того, признается ли товар маркированным. Для этого нужно считать информацию с УКЗ. Возможна ситуация, когда физически УКЗ нанесен, но в систему маркировки информация не передана. Такой товар считается немаркированным и его оборот запрещен (абз. 2 подп. 2.3 Указа N 243, п. 3 Положения о маркировке УКЗ).
Аналогично товар признается маркированным средством идентификации, если на него нанесено СИ и достоверная информация о нем находится в системе маркировки (абз. 3 подп. 2.3 Указа N 243, п. 5 Положения о маркировке средствами идентификации).

Предусмотрено три варианта маркировки товаров (кроме меховых изделий) средствами идентификации (п. 5 Инструкции о порядке маркировки товаров):
- использование защищенного материального носителя с нанесенным СИ;
- нанесение СИ на незащищенном носителе на товар (его упаковку) либо печать непосредственно на упаковке и защита его знаком защиты;
- без использования защищенного материального носителя или знака защиты. В данном случае при обороте товаров обязательно использование электронных накладных, в которых указана информация о нанесенных на товар средствах идентификации (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации). Следует отметить, что в Российской Федерации маркировка является незащищенной. При ввозе товаров из этой страны никакая домаркировка товаров не производится, поскольку это не предусмотрено Указом N 243 либо Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Оборот таких товаров в Беларуси осуществляется только с использованием электронных накладных.
Главным условием реализации субъекту хозяйствования кодов маркировки (помимо оплаты стоимости кодов маркировки) является информация о том, что субъект хозяйствования включен в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) (ГРП) и не находится в стадии ликвидации (ч. 1 п. 7 Инструкции о порядке оборота кодов маркировки, ч. 1 п. 12 Положения о маркировке средствами идентификации). В ГРП (в отличие от ЕГР) имеется информация о филиалах. Если организация примет решение делегировать полномочия на взаимоотношения с оператором системы маркировки своему филиалу, филиал может получать коды маркировки и вносить информацию в систему маркировки от своего имени и на свой учетный номер.

2. Прослеживаемость товаров

Прослеживаемость товаров предусмотрена Указом N 496, который вступил в силу с 01.07.2021. Однако сам механизм прослеживаемости введен в действие с 01.12.2021. С этой даты Постановлением Совмина N 250 предусмотрена прослеживаемость в отношении двух товарных групп: холодильников и морозильников бытовых, а также шин и покрышек пневматических резиновых новых. Следует отметить, что шины и покрышки для велосипедов из перечня прослеживаемых товаров исключены.


Подробнее Требования Указа N 496 нужно соблюдать в отношении товаров, входящих (п. 2 Указа N 496):
- в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами - членами ЕАЭС. В рамках ЕАЭС вступило в силу Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, согласно которому механизм прослеживаемости вводится на территории ЕАЭС в отношении определенного перечня товаров. Этот перечень устанавливается Советом ЕЭК и в дальнейшем имплементируется постановлением Совмина. В настоящее время указанный перечень не определен. Однако ожидается, что с 01.07.2022 будет начат пилотный проект в рамках ЕАЭС и в этот перечень будут включены холодильники и морозильники бытовые;
- перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. Это так называемая внутренняя прослеживаемость, которая и введена в Беларуси. Она отличается от прослеживаемости товаров, включенных в предыдущий перечень, тем, что прослеживаемости подлежат не только товары, ввозимые из третьих стран, но и товары, производимые в Беларуси, а также товары, ввозимые с территории других государств - членов ЕАЭС.
Владельцем и оператором системы прослеживаемости в Беларуси является МНС.

Основные обязанности субъектов хозяйствования по Указу N 496 (п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости):
- использовать электронные накладные при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости;
- представлять полные и достоверные сведения в систему прослеживаемости;
- вести количественный учет товаров в тех единицах измерения, которые подлежат указанию в электронных накладных. Для холодильников и шин такой единицей измерения являются штуки (приложение к Постановлению Совмина N 250). Применение рассматриваемой нормы вопросов не вызывает, поскольку субъекты хозяйствования и учитывают данные товары в штуках. Данная норма вводилась на перспективу для ситуаций, если будут прослеживаться весовые, сыпучие и т.п. товары, которые субъекты хозяйствования перемещают в тех единицах, которые им удобны. Например, если бы вводился механизм прослеживаемости в отношении молока, то для такого товара предусмотрели бы единицу измерения, допустим, литр или килограмм. Тогда субъект хозяйствования при отгрузке будет указывать так называемую бизнесовую единицу измерения (например, бутылка), в которой удобно считать и заключен договор, но для системы прослеживаемости нужно было бы также указать, сколько отгружено молока в литрах или килограммах.

Также введено определение термина "операции, связанные с оборотом товаров" (п. 1 приложения к Указу N 496). Когда формировалось данное определение, предполагалось, что электронные накладные должны составляться в любой ситуации, когда ранее составлялись бумажные накладные в соответствии с Постановлением Минфина N 58. В том числе при внутреннем перемещении, когда оно происходит с выездом на дороги общего пользования, выходом на земли общего пользования.
Со вступлением в силу Указа N 496 расширилось понятие "электронная накладная" - появились электронные сообщения (п. 7 приложения к Указу N 496). Электронное сообщение составляется по формату и структуре товарной накладной при вывозе товаров за пределы Беларуси и подписывается только грузоотправителем. Введение электронных сообщений обусловлено тем, что Беларусь не может обязать нерезидента подписать электронную накладную. Кроме того, в настоящее время нет и технической возможности взаимодействовать с другими государствами в электронном виде.

В отношении электронных накладных нужно обратить внимание на следующее:
- если субъект хозяйствования указывает в электронной накладной сведения о товаре, а по данным системы прослеживаемости такого товара у этого субъекта нет, накладная не передается. Она возвращается грузоотправителю с ошибкой;
- в электронной накладной обязательно указание типа, даты и номера приходного документа, по которому был получен товар, отгружаемый по электронной накладной, а также номера строки в этом приходном документе (подп. 2.2 Постановления Совмина N 940). В той ситуации, когда у субъекта хозяйствования имело место внутреннее перемещение товара, оформленное электронной накладной, при дальнейшей отгрузке товара таким приходным документом будет указанная электронная накладная, которой ранее было оформлено внутреннее перемещение.

Субъекты хозяйствования взаимодействуют с МНС в рамках прослеживаемости в трех случаях. К ним относятся (ч. 1 п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости):
- предоставление информации об остатках товаров;
- передача сведений о производстве товаров (в т.ч. из давальческого сырья);
- предоставление сведений о ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС.
По холодильникам и морозильникам бытовым сведения об остатках следует представить не позднее 01.02.2022, по шинам и покрышкам пневматическим резиновым новым - не позднее 01.04.2022. Сведения о производстве и ввозе нужно представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ввоза и принятия на учет или производства товаров, но до начала их оборота. Например, холодильник произведен в один день. Его отгрузка планируется на следующий день. Указом N 496 не запрещено сведения о производстве холодильника передать в систему прослеживаемости сразу же и, соответственно, иметь возможность отгрузить данный товар. Ждать 20-го числа месяца, следующего за месяцем производства, в данном случае не нужно (ч. 2 - 4 п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости, приложение к Постановлению Совмина N 250).

Есть три способа передачи сведений в налоговые органы:
- через АРМ "Плательщик";
- через личный кабинет плательщика;
- путем направления специализированного документа (xml-файла), который подготовлен в учетной системе.
Все технические документы, разъяснения размещены на сайте МНС в разделе "Прослеживаемость товаров".


3. Актуальные вопросы о маркировке, прослеживаемости и использовании электронных накладных

Необходимо ли маркировать остатки шин, числящихся в учете как запчасти, если есть необходимость перемещать их между различными складами одной организации, имеющими разный GLN? Необходимо ли маркировать шины, купленные для собственных нужд и хранящиеся на складе до установки на автомобиль? Необходимо ли маркировать средства индивидуальной защиты (обувь), приобретенные для собственных нужд, которые хранятся на складе как запасные? Что делать, если работник изъявит желание выкупить бывшие в употреблении средства индивидуальной защиты или бывшие в употреблении шины?

Если установлена необходимость маркировки остатков товаров средствами идентификации, остатки товаров, имеющихся на дату введения маркировки, маркируют субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами (п. 4 Положения о маркировке товаров средствами идентификации). Если субъект хозяйствования приобрел для собственных нужд до 01.12.2021 шины, до 01.11.2021 обувь - подавать сведения об остатках в систему маркировки, маркировать эти активы не нужно. Их можно хранить, оборачивать без маркировки СИ, поскольку субъект хозяйствования в данной ситуации не относится к осуществляющим производство и (или) торговлю такими товарами. Однако продать работнику такую обувь организация не вправе: даже разовая продажа будет считаться торговлей, а торговля осуществляется только маркированными товарами. В отношении шин нужно учесть, что маркировке и прослеживаемости подлежат только новые шины. Если шины были в употреблении (имеют признаки износа), маркировать и прослеживать их не надо.

Что может являться документом, подтверждающим отказ поставщика от приемки товаров для перемаркировки, для целей Письма N 8-2-10/02760?

Для ситуаций, когда у организации, которая осуществляет торговлю товарами, выявлены товары с поврежденными СИ, Постановлением МНС N 17 определен единый механизм: товары подлежат возврату для перемаркировки поставщику, который ранее осуществил маркировку товаров. Вместе с тем имеются случаи, когда поставщик отказывается принять товары для перемаркировки либо он ликвидирован и др. Письмом N 8-2-10/02760 прописано, что субъект хозяйствования вправе обратиться в МНС с обоснованием необходимости самостоятельной перемаркировки товаров. Если у такого субъекта хозяйствования есть документально подтвержденный отказ поставщика от принятия товара либо по сведениям ГРП видно, что продавец ликвидирован (находится в стадии ликвидации), МНС направляет письмо в адрес заявителя и РУП "Издательство "Белбланкавыд". На основании этого письма субъект хозяйствования вправе перемаркировать товары самостоятельно. Документом, подтверждающим отказ поставщика, может являться деловая переписка, где субъект хозяйствования выставляет просьбу принять товар для перемаркировки, а поставщик отказывает. С приложением этих документов субъект хозяйствования обращается в МНС. Обратиться напрямую в РУП "Издательство "Белбланкавыд" он не может.

В каких ситуациях поставщик может отказаться от приемки товаров для перемаркировки и несет ли он ответственность за такой отказ?

Это договорные отношения. В законодательстве обязанность приемки товаров для перемаркировки не прописана.

Если розничная организация обратилась в МНС с документами о невозможности возврата немаркированных товаров поставщику для их перемаркировки, как ей далее получить коды маркировки?

Если покупатель-физлицо приобрел подлежащий маркировке товар, а в дальнейшем такой товар вернул, розничная организация в соответствии с Постановлением МНС N 17 может самостоятельно получить коды маркировки и в установленном порядке промаркировать товар. Если же розничная организация выявила повреждение (утерю) средств идентификации на товарах, находящихся на складе или в торговом зале, для получения возможности самостоятельно перемаркировать товар розничной организации следует обратиться в МНС. После получения ответа МНС розничная организация приобретает коды маркировки в общем порядке.

Сведения об использованных УКЗ подаются в систему маркировки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом товар считается маркированным, если сведения о его маркировке внесены в систему маркировки. Означает ли это, что: - отгружать товар можно только после подачи сведений в систему маркировки; - подавать сведения в систему маркировки можно и нужно до момента отгрузки товара, не дожидаясь 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом?

Товар считается маркированным, если на него физически нанесена маркировка и соответствующие сведения содержатся в системе маркировки. Это означает, что до момента оборота товаров (в том числе его отгрузки, реализации или предложения к реализации) товар должен быть промаркирован, в том числе переданы сведения в систему маркировки (п. 3 Положения о маркировке УКЗ, абз. 2 подп. 2.3 Указа N 243, п. 10 приложения 3 к Указу N 243). Норма о передаче сведений не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, касается следующей ситуации. Производитель произвел (импортер ввез) товары, но не продает их. УКЗ получены и нанесены на товар. В такой ситуации, даже если товар не оборачивается, внести информацию в систему маркировки нужно. Это следует сделать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ч. 2 подп. 3.1 Положения о функционировании системы маркировки).

На производственной линии при нанесении УКЗ имеются случаи повреждения, замятия отдельных УКЗ. Скорость линии не позволяет определить конкретные номера испорченных УКЗ. Можно ли в такой ситуации при передаче сведений в систему маркировки поврежденные УКЗ показать как использованные на маркировку?

Нет, так делать нельзя.

Можно ли сдать в утиль б/у шины без маркировки, если они приобретены для собственного транспорта до 01.12.2021?

Если шины не новые, требования маркировки и прослеживаемости на них не распространяются (п. 12 - 21 приложения 2 к Постановлению Совмина N 10

30, п. 2 приложения к Постановлению Совмина N 250).

Будет ли в дальнейшем для субъектов хозяйствования установлена обязанность представлять в систему маркировки/систему прослеживаемости информацию о реализации товаров в розницу, использовании для собственных нужд?

В настоящее время такой обязанности не введено. В среднесрочной перспективе (от 1 до 5 лет) обязанность по передаче сведений о таких операциях в систему маркировки ввести планируется. Отметим, что ч. 2 п. 3 Постановления МНС N 17 предусмотрена возможность внесения в систему маркировки иной информации, не являющейся обязательной. В настоящее время РУП "Издательство "Белбланкавыд" представляет возможность отражения в системе маркировки вывода товаров из оборота. Субъект хозяйствования может без дополнительной оплаты пользоваться этой возможностью, если ему это удобно.

Необходимо ли в системе маркировки показывать движение кодов маркировки шин при получении шин от поставщиков и отгрузке шин покупателям?

Такое требование Указом N 243 не предусмотрено. Однако данные операции можно отразить в добровольном порядке.

СТО ведет учет шин на счете 41 "Товары". Сведения о шинах содержатся в системе прослеживаемости. При установке шин на автомобили клиентов СТО оформляет заказ-наряд, электронная накладная на реализацию шин не выписывается. Кроме того, шины могут быть установлены на собственные транспортные средства. Как и в какие сроки в таких ситуациях списать шины в ПК СПТ?

В настоящее время списание (выбытие из оборота) шин по рассматриваемым основаниям в ПК СПТ не введено (п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости). Поэтому данные шины в ПК СПТ будут числиться в остатках за субъектом хозяйствования.

В организации на 01.12.2021 имеются холодильники, которые числятся на счете 01 "Основные средства" или 10 "Материалы" и используются для собственных нужд (не для производства либо дальнейшей реализации). Нужно ли подавать сведения в систему прослеживаемости?

Такие холодильники прослеживаемости не подлежат. Подавать сведения в систему прослеживаемости не нужно. Если в дальнейшем будет решено реализовать холодильник, такую реализацию можно осуществлять с использованием бумажной накладной, либо составить электронную накладную без заполнения сведений, предусмотренных в ч. 2 подп. 2.2 Постановления Совмина N 940. Возможность использования бумажной накладной либо незаполнения указанных сведений в электронной накладной будут подтверждать документы бухучета о том, что холодильник на 01.12.2021 числился на указанных счетах и не был предназначен для реализации. Вместе с тем, если субъект хозяйствования не хочет подтверждать возможность использования накладных на бумажном носителе (незаполнения вышеуказанных реквизитов электронной накладной), он вправе передать в систему прослеживаемости сведения об остатках холодильников и в дальнейшем использовать электронные накладные с заполнением всех реквизитов, предусмотренных для товаров, подлежащих прослеживаемости.

Должна ли организация использовать электронные накладные (иметь возможность подписывать электронные накладные), чтобы приобрести новые шины для собственного потребления (шины будут использованы для установки на автомобили организации)?

С 01.12.2021 действуют требования п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров. При обороте товаров субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные накладные. При этом к обороту товаров в том числе относится приобретение товаров, в частности - для собственных нужд. Поэтому купить шины с 01.12.2021 субъект хозяйствования может только по электронной накладной.

Что делать в том случае, если организация приобретет новые шины через своего сотрудника (с оформлением авансового отчета)?

После 01.12.2021 приобрести шину по авансовому отчету без электронной накладной нельзя (абз. 2 ч. 1 п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости, п. 1 приложения к Указу N 496). В этой ситуации субъект хозяйствования нарушит законодательство. В данном случае следует обратиться в торговую организацию за выставлением электронной накладной в адрес субъекта хозяйствования, чей работник приобрел шины. В электронной накладной имеются дата непосредственной отгрузки и дата составления электронной накладной, которая автоматически фиксируется в системе. Она может быть позже даты непосредственной отгрузки. Без электронной накладной шины принять к учету нельзя.

В ЭТТН от поставщика не указаны коды маркировки шин и указан технический GTIN. Может ли покупатель принять такую накладную? Если да, то можно ли при дальнейшей реализации шин также не указывать коды маркировки?

Шины подлежат как маркировке, так и прослеживаемости. При обороте шин обязательно использование электронных накладных, в которых заполняются сведения о прослеживаемости. Кроме того, в той ситуации, когда шины промаркированы незащищенными средствами идентификации, обязательно использование электронной накладной, в которой указывается информация о таких средствах идентификации (п. 12 - 21 приложения 2 к Постановлению Совмина N 1030, п. 2 приложения к Постановлению Совмина N 250, абз. 2 ч. 1 п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости, п. 3 Положения о маркировке средствами идентификации). Поэтому при отгрузке шин, маркированных защищенными средствами идентификации, грузоотправитель не должен указывать коды маркировки в электронной накладной. Накладную в данной ситуации можно принимать, а при дальнейшей реализации шин субъект хозяйствования также не должен указывать сведения о кодах маркировки. Если же поставщик отгружает шины с незащищенной маркировкой, он обязан указать коды маркировки в электронной накладной. В противном случае покупатель не должен принимать накладную. Отметим, что в ч. 1 п. 28 Положения о приемке товаров по количеству и качеству установлена обязанность при приемке товаров проверить в том числе маркировку. Технический GTIN имеется в Банке электронных паспортов товаров, он выдан специально для маркировки остатков шин и может использоваться в отношении остатков товаров, которые будут реализовываться исключительно на территории Беларуси. Соответственно, если при осуществлении маркировки использовался технический GTIN, он же будет указан в электронной накладной. Такую накладную покупателю принимать можно.

В ЭТТН от поставщика не указаны сведения по прослеживаемости (код ТН ВЭД, тип, дата, номер приходного документа и номер строки этого документа), а также коды маркировки шин. EDI-провайдер пропустил накладную. Что покупателю делать в такой ситуации?

Для EDI-провайдера главным критерием того, что электронная накладная подлежит проверке в программном комплексе "Система прослеживаемости товаров" (ПК СПТ), является указанный в этой накладной код ТН ВЭД товара. Если грузоотправитель не укажет данный реквизит в электронной накладной, этот документ не будет передан провайдером на проверку в систему прослеживаемости. Покупателю нельзя подписывать такую электронную накладную. Поставщику следует ее отменить и создать накладную с корректно заполненными сведениями.

Организация реализует бывший в употреблении холодильник своему работнику, который был приобретен ею в декабре 2021 года. Необходима ли маркировка и использование электронной накладной?

Холодильники не входят в перечни товаров, подлежащих маркировке УКЗ или маркировке СИ (приложения 1 и 2 к Постановлению Совмина N 1030). Согласно абз. 10 п. 17 Положения о функционировании системы прослеживаемости требование об использовании электронных накладных не распространяется на розничную торговлю. Рассматриваемую ситуацию (реализация холодильника своему работнику) МНС расценивает как розничную торговлю. Поэтому электронная накладная не оформляется.

Откуда попадают в систему прослеживаемости коды маркировки, если товары ввезены из государств, не входящих в ЕАЭС?

В систему прослеживаемости коды маркировки попадают из декларации на товары, если коды маркировки в ней указаны.

×

Перезвоните мне

×

Консультация